Оформляйте заказ и регистрируйтесь одновременно!


Ваша корзина пуста
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти Регистрация
 
интернет магазин
972-99-11 - контактный телефон магазина одежды для новорожденных
детского белья
Главная > Интересное

Традиции воспитания новорожденных

 
Традиции воспитания новорожденных 11.06.2010 С появлением на свет малыша жизнь женщины меняется коренным образом. Отныне все подчинено интересам ребенка. Пеленки, памперсы, кормления, купания... К концу первого месяца молодая мама понимает, что начинает сходить с ума. А представьте, что вы живете в те времена, когда памперсов, баночек с питанием и сосок не было и в помине. Не было ни ванной, ни душа, ни горячей, ни холодной воды. Когда студеной зимой мать вскакивала поутру и первым делом растапливала печь, чтобы согреть избу. Надо признаться, что забот у наших прапрабабушек было гораздо больше, и современным матерям они могли бы только завидовать.

В крестьянской семье основная часть хлопот по уходу за ребенком ложилась на плечи матери - она кормила малыша, купала его, меняла одежду, стирала пеленки. В большой крестьянской семье были у нее и помощники - свекровь, старшие дети, бабушки. Они не отказывались покачать младенца в люльке или поиграть с ним. Иногда, если мать работала, заботы о малыше ложились на плечи ее дочери - девочки лет семи-десяти. В то время как наши современницы в этом возрасте еще играют в куклы, в давние времена их ровесницы по настоящему нянчились со своими младшими братишками и сестренками. Уход за младенцем имел свои правила, которые нельзя было вычитать в «умных» книжках - они передавались из уст в уста, из поколения в поколение. От матери к дочери, от свекрови к невестке переходили бытовые знания, тайны исцеления от различных болезней, колыбельные песни, частушки, прибаутки, которыми успокаивали и развлекали ребенка.

Одежда новорожденных 100-150 лет назад также отличалась от той, что мы имеем сегодня. Помимо многочисленных пеленок, в его гардероб входили сорочки - современные распашонки, пояса, нагруднички - современные слюнявчики, чепчики. Сорочки обычно шили из белого или розового ситца. Когда ребенка несли в церковь причащать, отправлялись с ним в гости или принимали гостей у себя дома, на него надевали «праздничную» сорочку, расшитую разноцветными ленточками. Она была достаточно длинной - частично прикрывала ножки младенца и подпоясывалась поясом. Никаких ползунков, комбинезонов, штанишек для малышей не существовало. Даже деревенские ребятишки трех-пяти лет бегали в одних рубашках, подпоясанных поясом. Пояс, в свою очередь, считался непременным атрибутом одежды. Впервые его надевали на ребенка при крещении или по достижении шестинедельного возраста. «Без пояса, как без креста» - гласила русская пословица.

Крестьяне верили, что пояс защищает человека от нечистой силы и всяческих напастей, и даже во сне не снимали его. Поясом для младенца служила тесемка или шнур, сплетенный из красных шерстяных ниток. Красный цвет по народным поверьям служил своего рода оберегом. Голову малыша покрывали чепчиком - он защищал и от холода, и от жары, и от комаров, и от мух. Нагрудничек выполнял те же функции, что выполняет сейчас слюнявчик. Детской кроваткой служила колыбель, которую еще называли люлькой или зыбкой. Она подвешивалась к потолку так, чтобы ее можно было раскачивать. Качать пустую колыбель запрещалось - говорили, что тогда ребенок будет плохо спать. В колыбель клали перину, набитую перьями или сеном, подушку, холщовую простыню и одеяло. В летнюю пору люльку накрывали сверху тонким пологом, чтобы защитить крошку от надоедливых насекомых.

В колыбель помещали и довольно странные на первый взгляд предметы - веретено для девочки и маленький деревянный топорик для мальчика: по народным поверьям эти вещицы способствовали хорошему сну ребенка. Считалось, что бессонница, которая представлялась нашим предкам в виде женщины, найдя в колыбели веретено или топорик, займется делом и оставит малыша в покое. Для хорошего сна в детскую постель клали и целебные травки, например, полевую гвоздику, носящую название «сон Богородицы». Одежда ребенка часто менялась, постель просушивалась. Заботливая мать ежедневно мыла своего малыша. Купание превращалось не просто в мытье, а в лечебную процедуру - считалось, что вода обладает магическими свойствами и уносит с собой все болезни. Особую силу имела вода, принесенная из трех разных колодцев.

Начиная мыть ребенка, приговаривали: «Матушка пресвятая Богородица, Царица небесная, своего сына мыла да парила - и тебе, Алешенька, водушки оставила», а при последнем обливании младенца произносили следующее: «С гуся вода, с лебедя вода, а с Алешеньки вся худоба». После мытья выплескивали воду на каменку (печь, нагревающую баню) с приговором: «Оставайтесь, все хвори и боли». В бане ребенка лечили от всевозможных детских недугов: от бессонницы, грыжи, испуга. Первое время только что родившегося младенца старались не показывать посторонним. Особенно опасались людей с «дурным» глазом. Если малыш вдруг начинал беспричинно плакать, кричать, родные полагали, что его сглазили. Тогда приглашали знающую бабушку или снимали сглаз самостоятельно, определенным образом умывая ребенка водой с добавлением березовых угольков. Жизнь новорожденного и его матери была полна всевозможных запретов.

Чтобы малыш хорошо рос, ему до года не разрешалось стричь волосы, чтобы вовремя начал говорить - не давали ему смотреться в зеркало, чтобы вовремя начал ходить - не позволяли мести рядом, когда он сидит на полу. Ни в коем случае не разрешалось ругать младенца, проклинать его. Считалось, что тогда ребенок будет глупым, перестанет расти или начнет болеть. Чтобы оградить малыша от всяческих напастей, перед сном его обязательно осеняли крестным знамением. Рацион питания младенца обычно состоял из материнского молока. Чтобы у матери его было много, в первый раз, когда она кормила малыша, в дом приносили коровье или козье молоко и говорили: «Как у коровы (козы) молочко есть, так чтобы и у тебя всегда было». Обычно срок кормления грудью составлял год-полтора и высчитывался постами: один Великий Пост и два Успенских или два Великих и один Успенский. Если у матери не было молока, младенца поили коровьим. «На закуску» и в качестве соски давали простые баранки.


Иногда ребенку предлагали попробовать немного взрослой пищи - каши или картошки. Заботясь о питании и гигиене малыша, мама не забывала и об элементарных физических упражнениях, о простом массаже. Ее действия непременно сопровождались словами. Нежно поглаживая ребенка по животику, ручкам и ножкам, мама ласково приговаривала:

Потягунюшки,
Порастунюшки,
Роток-говорунюшки,
Руки-хватунюшки,
Ноги-ходунюшки.


Эти слова становились своеобразным заклинанием: ручки должны были быстрее начать хватать, ножки - ходить, а сам малыш - говорить.

Ручками ребенка совершали разнообразные действия - изображали хозяйственные работы, например, растягивание и складывание холста:

Тяни холсты,
Потягивай,
В коробочку
Накладывай.


Или поведение животных:

Уточки, уточки
Плавали, плавали,
Полетели, полетели,
На головушку сели.


Слушая мамины истории, кроха, еще не понимая слов, весело смеялся. Пестушки и потешки служили одновременно и для физического воспитания ребенка, и для постепенного развития речи, и просто для удовольствия. Игрушек и развлечений у малыша было не так уж много - привязанные к колыбели цветные ленточки, погремушки, тряпичные куклы. Игрушками нередко становились простые бытовые предметы, кухонная утварь. В такой ситуации особую роль играло непосредственное общение матери с ребенком. Наши прапрабабушки знали массу потешек и прибауток, которыми они развлекали своих детей. В нашей памяти и сейчас сохранились всем известные «Ладушки-ладушки», «Сорока-воровка», «Три-та-та, три-та-та, вышла кошка за кота...», но раньше таких забавных стихотворений существовало гораздо больше. Они сопровождали практически каждое событие в жизни ребенка. Когда малыш учился ходить, ему говорили:

Ножки, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.


Если он плакал, то успокаивали:

Не плачь - дам калач,
Не вой - дам другой,
Не реви - дам три!

С помощью пестушек и потешек гораздо быстрее происходило освоение крохой окружающего мира. Малыш знакомился с различными предметами и явлениями, потихоньку учился говорить. Особую роль выполняли колыбельные песни - неотъемлемая часть ритуала укачивания. Мерная, монотонная мелодия сопровождала картины мягкого, уютного мира колыбельных, главными героями которых становились пушистый кот, воркочущие голуби, сонный Дрема. В колыбельной песне все было близко и знакомо ребенку, и даже песня о сереньком волчке казалась не такой страшной, если она звучала из уст матери. Для исполнения колыбельной не требовалось заучивать многочисленные тексты: в процессе пения можно было импровизировать на известную мелодию, придумывая новые образы и ситуации. Отсутствие разнообразных игрушек и телевидения у наших предков заменялось живым человеческим общением, которое давало стимул к развитию творческого начала у маленького человечка. Чудесный мир песен, потешек, сказок, легенд открывался ребенку с самых первых дней и сопровождал его до конца жизни.

Возврат к списку





Доставка

Доставка по Москве и Санкт-Петербургу 1-2 раб дня.

Доставка по России от 2 до 10 дней.

Подробнее








Группы товаров





 


Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?



Вы просматривали

Все просмотренные

Вы просматривали




joha_opt_new-1.png 
2009 © www.johashop.ru.  
Договор оферты
Создание сайта www.info-expert.ru